Погружение в «Дау»

Профессор Женевского университета Владимир Катанаев рассказывает о своём участии в съёмках фильма «Дау».

Проект «Дау», который показывают сейчас в Париже сразу в двух городских театрах и Центре Помпиду, своей скандальностью, кажется, затмил даже выступления «жёлтых жилетов». Диапазон отзывов чрезвычайно широкий: от «аферы» и «апокалипсиса» до «прорыва в будущее».

Так что же такое проект «Дау»? Похоже, что если нырнуть в него сразу и без подготовки, то можно получить кессонную болезнь. Поэтому погружаемся постепенно. Для пущей ясности общаемся не с искусствоведами, а со специалистами по точным наукам.

Профессор Женевского университета Владимир Катанаев, специалист по биохимии и клеточной биологии провёл в стенах «Института» три дня в июле 2010 года. По сценарию в 50-х годах в «Институте» проходила международная конференция, на которую съехались учёные из разных стран. Владимир Катанаев вспоминает, что ему выдали одежду по моде 50-х, изменили причёску, снабдили винтажным портфелем и перьевой ручкой.

Профессор Катанаев во время съёмок “Дау”

Был проведён инструктаж по внутреннему распорядку в «Институте»: никаких гаджетов, в разговорах избегать отсылок к современному миру, не употреблять таких слов, как «интернет», «смартфон» и тому подобных.

Согласно сценарию, учёный, которого изображал Владимир Катанаев, воевал, поэтому ему был устроен допрос в Отделе безопасности «Института», «гэбист» с пристрастием расспрашивал о войне и об отношении к генетике («продажной девке капитализма» по тогдашним партийным установкам).

Свои доклады на конференции учёные делали у доски с мелом в руках. Причём говорили о своих настоящих актуальных работах, по возможности избегая современных технических терминов. Кроме того, в «Институте» действовала псевдо-лаборатория, оборудованная приборами, являющимися одновременно объектами искусства. В ней проводились опыты-перформансы. Издавалась своя газета. Работали буфет с аутентичной едой, массажный салон, парикмахерская. Расплачиваться в них нужно было «советскими» деньгами. Профессору Катанаеву, как и всем другим участникам конференции, были выданы командировочные. Владимир Катанаев даже отпраздновал в стенах «Института» свой день рождения. В буфете был накрыт праздничный стол с деликатесами советской эпохи (пока не будет изобретена машина времени, вряд ли кому-нибудь ещё представится возможность так справить свой день рождения).

Прочитав о недостатках организации на парижской премьере проекта «Дау» (в репортажах часто мелькало слово «хаос»), а также о сценах насилия в отснятых материалах, я не мог не спросить о порядках, царивших внутри «Института». Профессор Катанаев ответил, что по его наблюдениям всё было прекрасно отлажено, многочисленные службы института — гримёры, костюмеры, служба питания, служба безопасности, всё работало без сбоев.

А каковы его впечатления от знакомства с автором проекта, режиссёром Ильёй Хржановским? «Умный, увлечённый, талантливый, – говорит Владимир Катанаев. – Он даёт кораблю плыть, а сам счастлив наблюдать и документировать».

Учёные из разных стран мира, участвуя в проекте «Дау», получили возможность общаться друг с другом в необычной, по-своему вдохновляющей обстановке. Владимир Катанаев вспоминает, что беседы в стенах «Института» с итальянским физиком профессором Равелли подтолкнули его к запуску нового исследовательского проекта на стыке математики и биологии, который был в конце концов успешно реализован.

А не это ли главная функция искусства — служить каналом передачи творческой энергии, вдохновлять, подталкивать к достижению новых высот в разных областях человеческой деятельности, будь то литература, биология, кулинария или педагогика? Раз благодаря «Дау» два профессора встретились, поговорили и наука продвинулась на один шаг дальше, значит, не напрасно отсняты 700 часов киноматериалов, и горит огненный треугольник между двумя театрами и Центром Помпиду в февральском небе Парижа.

Проект «Дау» в цифрах:

съёмки продолжались больше 10 лет;

смонтировано 700 часов киноматериалов;

бюджет по неофициальным данным («Русская служба ВВС») 70 миллионов долларов, для кино из Восточной Европы – это немыслимая сумма;

затеял проект Илья Хржановский, режиссёр, снявший до этого один единственный полнометражный фильм «4»,

в Харькове был возведён самый крупный на территории бывшего СССР съёмочный павильон площадью 6 тыс. кв. м., в котором построили декорации Института Физических проблем АН СССР, в «Институте» была воссоздана атмосфера закрытого советского учреждения 30-60-х годов, там действительно жили и работали люди, в том числе известные учёные и деятели искусств.

Все фотографии:© Phenomen IP, 2019